Топ-100 Что такое прямой листинг (DPO)? Для кого это хорошо, а для кого плохо? | Essence of markets
АналитикаШкола финансов

Что такое прямой листинг (DPO)? Для кого это хорошо, а для кого плохо?

В прошлых статьях мы уже достаточно неплохо разобрались в рынке первичных публичных размещений (IPO) как с теоретической, так и с практической стороны вопроса. Давайте вспомним эти статьи:

Рассказывая о рисках инвестирования в IPO, я мельком упомянул постепенное развитие процесса прямого листинга (DPO: Direct Public Offering), которому и будет посвящен данный материал.

Что такое прямой листинг и чем он отличается от IPO?

Итак, прямой листинг (DPO) – это процесс выхода компании на биржу, при котором продаются не новые акции, а уже существующие бумаги акционеров. То есть, посредством прямого листинга компания не привлекает средства для развития (сейчас все немного изменилось, но об этом чуть позже), а лишь дает возможность своим действующим акционерам «выйти из капитала» с одновременным получением публичного статуса.

В отличие от прямого листинга, IPO позволяет компании привлекать новые деньги для развития. Именно поэтому выход на биржу через IPO сейчас намного популярнее в сравнении с прямым листингом.

Чем прямой листинг выгоднее для эмитента в сравнении с IPO?

Традиционно процесс подготовки к выходу на биржу через IPO является достаточно продолжительным и трудоемким. Компании необходимо найти аудиторов, андеррайтеров, маркетологов, юристов; создать инвестиционный меморандум; провести серии роуд-шоу и т.д. Все эти процессы отнюдь не являются дешевыми, а комиссионные всем посредникам могут быть весьма внушительны.

При прямом листинге количество посредников удается значительно сократить. К примеру, не потребуется платить тем же андеррайтерам, что делает процесс выхода на биржу через прямой листинг более дешевым и простым в сравнении с IPO. Как следствие, если компании не нужны новые деньги на развитие, то она скорее выберет DPO, а не IPO.

Помимо этого, сейчас достаточно распространенной является практика «занижения стоимости» акций андеррайтерами перед IPO. Это делается для того, чтобы сами инвестиционные банки и их клиенты смогли неплохо заработать на размещениях. Все мы помним, что нередко «интересные» бумаги растут в первый день торгов на 100-200%. Однако для самой компании было бы намного выгоднее продать акции по более высокой оценке. Да и это вполне логично и справедливо, ведь рынок в первый день торгов может переоценить бизнес в разы, а самой компании почему-то приходится продавать акции со значительным дисконтом.

И в чем же здесь проблема?

Казалось бы, ну и что с того? Пускай себе крупные компании выходят на биржу через прямой листинг, ведь большинство технологических стартапов, акции которых и являются наиболее интересными с точки зрения перспектив роста, все равно нуждаются в деньгах и выбора нет (только IPO). Верно? Уже не совсем.

Чуть выше мы затронули тему «несправедливости» в оценках акций со стороны андеррайтеров. Недовольные эмитенты уже не раз обращали на это внимание и подавали заявки в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) с просьбой разрешить привлекать новые средства через процесс прямого листинга, при котором в первый день торгов стоимость акций устанавливает «сам рынок» посредством баланса спроса и предложения, а не андеррайтеры.

В частности, в конце 2019 года Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) выступила с подобным запросом в SEC, однако он был отклонен. В конце лета 2020 года аналогичную заявку (которая пока рассматривается) подала и биржа NASDAQ. Никто в действительности не ожидал, что подобные заявки могут быть одобрены в ближайшем будущем, однако это случилось.

После прошлого запроса Нью-Йоркская фондовая биржа внесла в него несколько правок и SEC неожиданно удовлетворила заявку в конце августа 2020 года. Теперь на NYSE эмитенты получат право привлечения новых средств посредством прямого листинга.

Ценообразование при прямом листинге

Для того, чтобы лучше понимать последствия описанных выше событий, кратко обсудим процесс ценообразования при прямом листинге в сравнении с IPO:

  • При IPO андеррайтер устанавливает границы цены, а инвесторы заранее подают заявки, которые удовлетворяются частично по единой цене в этих границах. В день открытия торгов рынок «переоценивает» ценные бумаги. При этом, у крупных инвесторов (которые покупали еще до IPO) существует полугодовой локап-период, в который они не могут продавать акции.
  • При прямом листинге биржа лишь называет «справочную цену» (reference price) в качестве ориентира, инвесторы выставляют заявки на покупку (а действующие акционеры на продажу, при желании), в результате чего и формируется «справедливая» цена (на аукционе открытия). При этом, гэпы здесь будут намного ниже в сравнении с IPO, у существующих акционеров нет локап-периода, а частные инвесторы могут приобрести акций на любые суммы (без аллокации).

Также важно отметить, что у прямого листинга нет «стабилизатора» в лице андеррайтера, задача которого предотвращать чрезмерные рыночные колебания. Да и сами акционеры могут просто продать в рынок любой объем бумаг сразу с открытия.

У инвесторов в IPO есть повод для беспокойства

После столь знакового события для рынка первичных размещений у инвесторов в IPO появляется новый повод для беспокойства. Очевидно, что теперь все большее число компаний заходят выходить на биржу через прямой листинг благодаря экономии на комиссиях, а также потенциально более высокой рыночной оценке на старте.

Как следствие, в будущем может существенно сократиться число привлекательных IPO, а доходности по оставшимся сократятся.

С другой стороны, одобрена была пока лишь заявка от NYSE, да и то с ограничениями. В частности, для привлечения новых средств эмитент должен размещать не менее $100 млн либо доказать, что «способен стоить» не менее $250 млн; иметь множество акционеров и т.д. Для небольших молодых компаний эти ограничения могут стать заградительными. Однако большинство «интересных» размещений критерии проходят, что явно негативно для инвесторов, которым придется «довольствоваться малым».

Если же и заявка от NASDAQ (по условиям которой можно даже будет не указывать верхнюю границу цены листинга) также будет удовлетворена, то привлекательность инвестиций в IPO может снизиться еще сильнее.

И что же в итоге?

Итак, мы поняли, что прямой листинг – это очевидно хорошо для эмитентов, но плохо для инвесторов. При этом, существует множество примеров удачных с инвестиционной точки зрения DPO, да и акции после IPO способны уверенно расти и показывать высокую доходность не только в сравнении с ценой размещения, но и по отношению к цене открытия торгов. Однако же, в целом, последствия одобрения привлечения новых средств через прямой листинг несут в себе явно негативный окрас для инвесторов, привыкшим к огромным доходностям от IPO.

Пока данный процесс только начался и инвесторов ждет еще множество интересных IPO, однако необходимо уже сейчас задуматься о большей диверсификации портфелей и снижении их чрезмерной зависимости от IPO.

Автор: Алексей Соловцов

Данный материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией и отражает исключительно субъективное мнение автора. Помните о том, что инвестирование в ценные бумаги сопряжено со значительным риском, в связи с чем Вам всегда необходимо проводить самостоятельный анализ рыночной ситуации и объектов инвестирования.

Вам может быть интересно:

Базовые знания о финансах и рынках:

Фундаментальные обзоры эмитентов:

Related posts
Анализ эмитентовАналитика

Фундаментальный анализ акций Nokia Corp (NOK) или «еще есть надежда»

АналитикаШкола финансов

Основные торги, премаркет и постмаркет. Что важно знать?

АналитикаШкола финансов

Следовать за лидерами – лучший выбор в инвестировании

Анализ эмитентовАналитика

Фундаментальный анализ акций United States Steel (X) или «еще одна»