В июне «дочка» ГМК – «Норильскгазпром» направил в Роснедра заявки на расширение площадей Северо-Соленинского и Пеляткинского лицензионных участков, а теперь просит Минэнерго исключить Ушаковское месторождение из периметра нового ресурсно-производственного кластера, следует из письма генерального директора компании Андрея Чистова (есть в распоряжении «Ведомостей»). Месторождение является стратегическим для обеспечения бесперебойного газоснабжения городов и предприятий Норильского промышленного района, пишет топ-менеджер.
Сейчас газоснабжение региона осуществляется за счет четырех месторождений, объединенных единой газотранспортной инфраструктурой: Пеляткинского, Южно-Соленинского, Северо-Соленинского и Мессояхского. Их суммарные извлекаемые запасы составляют 247 млрд куб. м газа, а уровень годовой добычи – порядка 3 млрд куб. м, что полностью покрывает спрос на топливо в Норильском районе. К 2030 г. потребность в газе увеличится до 4,5 млрд куб. м, пишет Чистов. Поэтому даже при уровне добычи в 8 млрд куб. м в год ресурсов действующих месторождений может не хватить, что спровоцирует дефицит газа в Норильске уже к 2038 г., подсчитал топ-менеджер. Представитель «Норникеля» это не комментирует.
«В районе ускоренными темпами растет доля гидроэлектрогенерации, которая за последние шесть лет увеличилась с 34 до 54%. Поэтому потребление газа неуклонно снижается: за тот же период спрос на этот вид энергоресурсов в районе упал почти на 30%. Даже при сохранении текущего уровня потребления и с учетом необходимых маневренных мощностей существующих газовых запасов Норильску хватит примерно лет на 80. А то и на все 100, если учитывать порядка 60 млрд куб. м газа этих месторождений, которые в настоящее время находятся в нераспределенном фонде недр», – говорит заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Использовать ресурсы месторождения для газификации Красноярского края неэффективно, считают в правительстве региона. «Правительством Красноярского края разработан проект Региональной программы газификации ЖКХ и промышленных предприятий, но Ушаковское месторождение не рассматривалось как источник газоснабжения из-за значительной – 2800 км – удаленности от перспективных потребителей природного газа», – рассказал «Ведомостям» источник в правительстве края.
Оптимальным вариантом монетизации газовых запасов Таймыра является экспорт СПГ через Северный морской путь, считает Фролов. По прогнозам Wood Mackenzie, к 2035 г. рынок СПГ вырастет практически вдвое: с текущих 363 млн т в год до 706 млн. При этом мировой спрос на СПГ превысит предложение уже в 2025 г., а незаконтрактованный спрос на рынке СПГ к этому времени составит до 404 млн т СПГ в год. Даже с учетом действующих и строящихся проектов зона конкуренции составит порядка 267 млн т в год. «Для того чтобы занять эту свободную нишу, России необходимо интенсивно развивать собственные СПГ-проекты уже сегодня. Кроме того, даже в условиях низкой динамики роста рынка российский СПГ, как показывает практика, оказывается одним из наиболее конкурентоспособных в силу географического положения производства», – считает эксперт.
Планы по сжижению газа с месторождений Таймыра озвучивала «Роснефть». В рамках проекта «Восток ойл» компания рассчитывает на ресурсный потенциал около 5 трлн куб. м газа, основой которого должны стать уже открытые и находящиеся в разработке месторождения Ванкорской группы, Западно-Иркинский участок, месторождения Гыданского полуострова, а также расположенные вдоль проектируемой трассы трубопровода Ушаковское, Дерябинское и Казанцевское месторождения (их суммарные запасы – 128 млрд куб. м газа и 3,5 млн т конденсата). Компания предлагала профильным ведомствам лицензировать эти участки, но мнения чиновников разделились. Так, по данным газеты «Коммерсантъ», в Минэнерго считают, что эти участки должны быть использованы для газоснабжения Норильска.
Противостояние со стороны надзорных органов вполне объяснимо, считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев: «Дмитрий Кобылкин – выходец из «Новатэка», а Александр Новак сделал карьеру в структурах «Норникеля», где проработал более 10 лет. Позиции ведомств могут быть связаны с желанием их руководителей поддержать интересы своих alma mater – и вполне объяснимо. Однако окончательное решение о судьбе участков будет принимать правительство». Позиции министерств должны быть направлены на рассмотрение Белого дома до конца месяца, знает источник «Ведомостей», близкий к одному из ведомств. Представители Минэнерго, Минприроды и «Роснефти» не ответили на запрос «Ведомостей».