Российский рынок может не справиться с массовым притоком новых частных клиентов, которым уже не хватает инструментов для инвестирования, сказал руководитель департамента глобальных рынков, вице-президент Сбербанка Андрей Шеметов.
Приток розничных инвесторов на Московскую биржу в августе ускорился до рекордных значений, а общее число уникальных клиентов — физических лиц достигло 6,2 миллиона человек.
Интерес населения к биржевой торговле подскочил из-за снижения ставок по банковским депозитам, и в период коронавируса биржи получили новый приток граждан, пережидавших пандемию у себя дома.
«На рынок будут приходить не миллиарды, уже приходят триллионы рублей, и их некуда инвестировать», — сказал Шеметов на конференции НАУФОР.
С такими деньгами можно запустить «таких робоэдвайзеров, которые сметут просто весь рынок», сказал он.
«Если на входе триллионы и кто-то даст explosion 1%, все это просто разнесется, и потом нам будут предъявлять манипуляцию рынком», — сказал Шеметов.
Он предложил Центробанку упростить эмиссию облигаций и структурных нот, расширять спектр инструментов.
«Мы с ВТБ маемся, и не можем запустить структурные ноты, которые идентичны американским и европейским, это большая головная боль», — сказал Шеметов.
Если не появится больше новых инструментов на российском рынке, произойдет отток на гораздо более ликвидные рынки, ожидает он.
«Мы должны в нашем праве делать ETF, которые существуют там, и убирать возможный арбитраж», — считает Шеметов.
Заместитель председателя ЦБР Владимир Чистюхин сказал, что внутри Центробанка пока нет единого мнения, стоит ли «физиков» допускать к синтетическим фондам и сложным для понимания структурным нотам.
Вторым важным риском для российского рынка Сбербанк видит процентный риск.
«Страна привыкла смотреть за курсом доллара и жить с валютными рисками, но появляется новый риск — процентный риск, и никто с ним пока не привык работать», — сказал Шеметов.
Сейчас ключевая ставка составляет 4,25%, может быть, будет 4,0%, а если через год она будет уже 5,5%, спросил Шеметов у участников конференции.
«На минуточку, это рост почти 30%, если она двигается вверх на 30% мы увидим кучу дефолтов как в корпоративном сегменте, так и у физиков», — сказал Шеметов.
Этот риск нужно хеджировать, но на российском рынке отсутствует «длинная нога», негде перекрывать этот риск, считает он.
Традиционно страховые компании и пенсионные фоны на развитых рынках помогают хеджировать эти риски на срочном рынке.
«Сейчас мы это делаем через западных брокеров и крупных глобальных игроков, но если эта возможность у нас отключится, то эти сдвиги ценовые по ключевой ставке, которые люди хеджируют, мы можем словить такой же риск, который ловили на валютном рынке в 2014 году», — сказал Шеметов.
Он попросил Центробанк продумать, как привлечь длинные деньги на срочный рынок.
«Люди берут риски и этот навес будет нарастать, и он очень сильно может бить по экономике, по населению в целом», — сказал Шеметов.