Финразведка США (FinCEN) оказалась в курсе всех подозрительных внутрироссийских переводов в долларах, а также односторонних переводов через российские банки за границу. При этом отечественные кредитные организации не знали и не могли знать, что та или иная транзакция вызвала подозрение, поскольку эта информация не разглашается.
Отчеты о подозрительных операциях (SAR) предоставляют американские банки-посредники, через которые обязательно проходят все долларовые транзакции. В случае если они не предупредят о потенциально преступной банковской операции, на них может быть наложен штраф, а в более серьезных случаях — отозвана банковская лицензия и возбуждено уголовное дело.
В минувшие выходные огромный массив информации из американской Сети по борьбе с финансовыми преступлениями (Financial Crimes Enforcement Network, FinCEN) — подразделения американского Минфина по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием денег, попал в СМИ. Данные утечки были предоставлены Международным консорциум журналистов-расследователей (ICIJ), получившим файлы от издания BuzzFeed.
РБК проанализировал 3810 транзакций, проводившихся с 2008 по 2016 год, в которых одной из сторон был российский банк. В 189 случаях (примерно 5%) в FinCEN передавались отчеты о подозрительных денежных переводах, которые осуществлялись между российскими банками внутри страны. Например, из Промсвязьбанка в Росбанк, из Новикомбанка в ВЭБ, из Московского кредитного банка в «Русский стандарт» и т.д. Об этих транзакциях, общая сумма которых составила около $760 млн., сообщали три банка: Bank of New York, Deutsche Bank и JP Morgan Chase.
Самыми крупными внутрироссийскими операциями за эти годы оказались переводы от Росбанка Внешэкономбанку (ВЭБу) — на $116,7 млн в 2012 году и на $102 млн в 2010 году.
Подача такого отчета (SAR) не означает, что перевод осуществлялся с целью отмывания денег, финансирования терроризма или иного противоправного действия. В то же время, передача информации в финразведку США свидетельствует, что транзакция вызвала подозрение у иностранного банка-посредника и тот решил проинформировать об этом Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями.
Остальные 95% транзакций, связанных с Россией, были переводами из других юрисдикций в Россию или наоборот. Больше всего таких операций, как установил РБК, было совершено с Латвией (1123, или 29%), Сингапуром (323), Эстонией (315), Кипром (274).
В некоторых случаях платежи проводились формально между двумя государствами, но через дочернюю структуру российского банка за границей. Так, крупнейшей транзакцией с участием российского банка оказался перевод $2,72 млрд из нидерландского Amsterdam Trade Bank («дочка» Альфа-банка) в Росбанк в 2011 году.
Ставший достоянием общественности массив документов FinCEN охватывает более 2,1 тыс. отчетов о подозрительной банковской деятельности, что составляет менее процента от огромного объема отчетов, направляевшихся в финразведку США в 2011-2017 годах, на которые в основном приходится утечка, FinCEN получила более 12 млн отчетов SAR за этот период.
Остается вопрос — в курсе ли подозрительных российских переводов Центробанк и Росфинмониторинг.