Запасы свободной валютной ликвидности в банковской системе России истощились полностью. Такие данные в обзоре по сектору приводят в понедельник аналитики Райффайзенбанка.
Начав год с «валютной подушкой» в размере около 10 млрд долларов, банки начали «прожигать» этот запас весной, когда экспортные доходы экономики резко сократились, а отток капитала ускорился на фоне падения экономики, девальвации рубля и синхронного обвала фондового и долгового рынков.
К началу июля в системе оставалось около 5 млрд долларов запаса — на столько собственные валютные резервы банков в виде высоколиквидных валютных активов превышали их же обязательства перед клиентами по расчетным счетам.
По итогам прошедшего месяца этот «резерв» был полностью исчерпан, несмотря на то, что отток клиентских денег из банков прекратился, а счета юрлиц пополнились на 0,6 млрд долларов.
Отток валюты из системы произошел через кредиты: банки выдали 3,7 млрд долларов новых займов, что «нетипично много, учитывая наблюдающийся уже многие годы систематический спад», отмечает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.
В сумме по кредитно-депозитным операциям банковская система получила 3,1 млрд долларов оттока — столько же, сколько и месяц назад, когда крупные суммы со счетов выводили корпорации. Банки покрывали этот отток за счет резервов, но по каким-то причинам изъяли с корсчетов за рубежом в 2 раза больше средств, чем требовалось для выполнения обязательств — 6,3 млрд долларов.
По всей видимости, часть этой валюты конвертирована в рубли на внутреннем рынке в июле, полагает Порывай: банки продавали доллары и евро одновременно покупая форварды — контракты на их обратную покупку с отсрочкой.
За счет этих операций банки покрыли нехватку рублевой ликвидности: так, за июль с клиентских счетов (юрлица+ физлица) ушло 184 млрд рублей, но несмотря на это, объем кредитования вырос на 550 млрд рублей, а еще 100 млрд было вложено в покупку государственных облигаций, за счет которых Минфин финансирует рекордный с 2016 года дефицит бюджета.
«Отсутствие запаса (валютной) ликвидности в (банковском) секторе является одним из факторов, выступающих в пользу дальнейшего ослабления рубля помимо восстановления импорта, выплаты дивидендов и сокращения продажи валюты ЦБ», — отмечает Порывай.
Впрочем, добавляет он, у банков есть портфель еврооблигаций на 47 млрд долларов, за счет продажи которых можно выручить валюту. Однако часть этих бумаг малоликвидна, и реализовать их без существенной просадки по цене будет трудно.