США ввели санкции в отношении торгового подразделения «Роснефти» Rosneft Trading и ее президента, члена правления госкомпании гражданина Бельгии Дидье Касимиро из-за торговли венесуэльской нефтью, сообщил минфин США.
Rosneft Trading экспортирует около 70% нефти Венесуэлы, приводит ТАСС данные госдепа США. Контрагенты трейдера должны до 20 мая свернуть операции с Rosneft Trading, уточнил американский минфин. «Rosneft Trading и ее президент выступили посредниками в продаже и транспортировке венесуэльской нефти. США полны решимости предотвратить разграбление нефтяных активов Венесуэлы коррумпированным режимом [президента Венесуэлы Николаса] Мадуро», – приводятся в пресс-релизе американского казначейства слова министра финансов Стивена Мнучина.
«Хотя государственная компания Венесуэлы PDVSA находится под санкциями США, Rosneft Trading S.A. оказывала поддержку нефтяному сектору Венесуэлы и активно пыталась обойти санкции», – пояснил на телеконференции представитель американской администрации (цитата по ТАСС). По его словам, в январе 2020 г. компания способствовала поставке 2 млн барр. нефти из Венесуэлы в страны Западной Африки, а осенью 2019 г. PDVSA планировала перевозку 55 млн барр. с участием Rosneft Trading. «Касимиро играл ключевую роль в поддержке нефтяного сектора Венесуэлы, он организовывал встречи с представителями PDVSA и режима Мадуро», – сказал он. Применение санкций, по его словам, одобрил президент Дональд Трамп.
Rosneft Trading зарегистрирована в Швейцарии в 2011 г. По данным Forbes, в 2018 и 2019 гг. она была третьим крупнейшим покупателем российской нефти в мире. В 2019 г. трейдер покупал сырье только у материнской компании – 25,1 млн т нефти на $12,5 млрд. В 2016 г. в залог по кредиту Венесуэле на $1,5 млрд Rosneft Trading получила 49,9% акций Citgo – американского подразделения PDVSA. Касимиро с 1996 г. занимал руководящие посты в компании BP, с 2005 г. – в ТНК-ВР. В 2013 г. «Роснефть» купила ТНК-ВР, Касимиро за год до этого перешел в госкомпанию, с 2015 г. он вице-президент по переработке, нефтехимии, коммерции и логистике. Касимиро владеет 0,0043% акций «Роснефти», указано на ее сайте.
США ввели санкции в отношении Венесуэлы в январе 2019 г., после инаугурации Мадуро на второй срок. Из-за боязни нарушить санкции США многие страны и компании отказались от покупки венесуэльской нефти и ее транспортировки. Венесуэла стала сильнее зависеть от «Роснефти», которая поставляет ее нефть в Китай и Индию, писала в ноябре Financial Times. PDVSA остается должником «Роснефти», на конец III квартала 2019 г. долг составлял $800 млн ($2,3 млрд в начале 2019 г.).
США внесли Rosneft Trading в список SDN Управления по контролю за иностранными активами, что означает запрет американским компаниям и гражданам на любое взаимодействие с ней, объясняет партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов: «Это запрет на заключение сделок, связанных с торговлей и переходом имущественных прав, вхождением в капитал, финансированием деятельности и совместных проектов, предоставлением заемного капитала и даже услуг любого рода». Это делает компанию токсичной – к ее контрагентам могут быть применены аналогичные санкции, добавил Горбунов. Он отметил, что под американскими компаниями нужно понимать широкий круг организаций, которые могут быть и не зарегистрированы в США, но располагают в юрисдикции Соединенных Штатов имуществом, банковскими счетами, филиалами. Пока вторичные санкции к контрагентам российских компаний не применялись, говорит Горбунов.
На саму «Роснефть» санкции не распространяются, уточнил американский минфин. «Роснефть» отказалась от комментариев.
На Московской бирже «Роснефть» подешевела на 2,69% (индекс Мосбиржи снизился на 1,16%).
Санкции против Rosneft Trading могут быть предупреждением самой «Роснефти», считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «США посылают сигнал, что «Роснефти» нужно отказаться от экспорта венесуэльской нефти, а России – от поддержки Мадуро. На это указывает то, что вреда деятельности компании в России новые санкции не принесут». Тем не менее «Роснефть» тоже пострадает, полагает Юшков: нивелируются инвестиции компании в добычные активы в Венесуэле и она может забыть про возможную предоплату за венесуэльскую нефть. Но экспорт из России не пострадает, так как запрет на покупку нефти у «Роснефти» слишком сильно ударил бы по покупателям, прежде всего европейским, считает он.